У нас посиделки за «рюмкой чая» часто перерастают в споры о преимуществах и недостатках жизни в других странах. При этом немало соотечественников судят других по совковому принципу «не был, не знаю, но осуждаю». Поэтому попытаюсь изложить своими наблюдения за поведением и образом жизни «нас», выходцев из бывшего СССР и «их», представителей мира, который был для нас за «железным занавесом». Как ни крути, но у «нас», не зависимо от гражданства, есть в характере общие черты, которые роднят нас между собой и отличают от «них».
Каникулы перед жизнью, или почему нам «пора», а им нет
С Никласом мы в одной группе учили сербский. Он недавно окончил школу в Германии и родители выделили ему небольшую, по его меркам, сумму 400 евро в месяц для того, чтобы он попутешествовал, узнал мир и определился, чем хочет заниматься в жизни. Слушая о его планах выучить сербский, пожить в разных балканских странах, меня посетила одна неприятная мысль: у меня украли если не жизнь, то большой ее кусок!
У нас более строгое «социальное расписание». Меня еще в школе доставали вопросами о том, чем я буду заниматься после: работать или учиться в вузе. На последних курсах университета выбор был «богаче»: работа, аспирантура или армия. Мой брат выбрал армию, после которой, как и большинство бывавших там, сразу женился. Сейчас я часто слышу от престарелых теток на работе, от далеких и не очень родственников: почему ты еще не женат, тебе уже пора. Какое им дело? Почему они решают, когда мне «пора». Где мои «каникулы перед жизнью»? Почему у нас, если родители могут выдать чаду 400 евро на мелкие расходы, оно либо пешеходов на машине давит, либо с девушками по ресторанам воюет?
У нас репрессивная коллективистская этика. Иными словами от нас требуют не выделяться, быть «как все», жить в страхе перед осуждением: не дай Бог люди не так подумают. Несколько лет назад я был в селе на свадьбе моего друга. Женился он не от большой любви, а потому что было «пора». Сельские смотрели на нашу городскую компанию как на прокаженных: нам было далеко за 20 и мы были холосты. По их меркам нам давно уже было «пора». Все жизнь ты вынужден жить, оглядываясь на чьи-то идиотские представлениям, испытывать груз социальных ожиданий. Как метко подметил писатель С. Жадан: «всю жизнь ты борешься с системой, а она, курва, о тебе даже не знает».
В отличии от нас они сами решают когда им «пора», у них не принято давать советы как человеку жить. За две недели общения с представителями разных стран меня никто не спросил о моей личной жизни, не сказал, что мне «пора». Если ты не рассказываешь, значить не считаешь нужным об этом говорить.
Бьянке из Австралии 29 лет. Она уволилась с работы и путешествует. В ее планах найти временную работу, чтобы было время подумать, чем она хочет заниматься после 30 лет. Когда и что ей «пора» делать она сама решит. Для нее никогда не поздно и жизнь только начинается…
Мальчики и девочки
Отсутствие жесткого социального давления, представление о том, что должно быть комфортно, прежде всего, тебе имеет одну отрицательную, с нашей точки зрения, сторону – девушки у них одеваются, мягко говоря, как попало.
Ей наплевать на мнение окружающих, поэтому она может надеть неброскую одежду или старый тянущийся свитер. Ей не рассказывают, когда ей «пора» выйти замуж. Вообще ее главная цель реализовать себя, а будет это в замужестве или нет, она сама решит. В результате она не чувствует себя товаром и не зависит от своего бойфренда. Девчонки в хостеле рассказывали о своих парнях, писали им чего-то по Интернету, но путешествовали с подругами. Вопрос о доверии партнеру как-то остро перед ними не стоял. В отличие от них, россиянка Саша рассказывала, что ее парень постоянно достает вопросом, не пристает ли к ней кто.
Полячка Наташа оплачивала свою часть счета в ресторане, свое жилье и проезд. Со своим парнем она, потому что он ей нравиться, а не, потому что он за нее платит. Меня это несколько удивило. Подруга одного моего запорожского знакомого, тоже, кстати, Наташа искренне убеждена, что раз он ее парень, то должен за все платить. Поскольку работать он не очень любит, и доход у него прямо скажем не ахти, периодически заливает ей про рыбалку, а сам путешествует. Оплатить дорогу еще и ей он не в состоянии, хотя первобытный принцип: подарки (деньги) в обмен на секс считает единственно правильным.
![]() |
Саша, Наташа и ее бойфренд. Фото Александры Калиновской |
Американка Бетси прожив в Запорожье около месяца, и выучив по-русски только «здравствуйте», «пожалуйста» и «спасибо», четко определила особенности нашего менталитета. «Я считаю человека хорошим, – говорила она – до тех пор, пока он не докажет обратное, а вы, считаете окружающих плохими, требуя доказательств противного. Поэтому не доверяете, друг другу и мало улыбаетесь». Удивительно тонкое замечание для 25-летней барышни!
Наша культура более параноидальна и закрыта, поэтому мы подозреваем других людей и не желаем общаться. В первый день Предраг пригласил всех студентов в кафе. Когда он опаздывал на встречу, только на русском языке звучали шутки про «кидалово».
Первое время в хостеле мне было трудно понять, как мало знакомые люди могут так просто между собой общаться. Рассказывать о себе интересные истории, а не как у нас принято сплетничать о других, перечислять свои болячки и обиды. Потом, когда я понял простой принцип: будь дружелюбным и открытым, завел новых друзей, узнал массу интересного. В один из вечеров Джордж сказал мне: «Сначала я думал, что ты cold fish, а ты оказался нормальным парнем». С ним согласились другие в нашей компании. Cold fish на сленге не сильно отличается от прямого перевода – холодной рыбе действительно все пофиг.
Проблемы с общением возникли не только у меня. Москвич Юра, жил в одноместном номере, очевидно чтобы не было скучно, убегал в виртуальный мир с помощью своего планшетника. Реальный его интересовал мало. Однажды он предложил за компанию сходить в город послушать инди-рок. Делать было нечего, и я согласился. Желающих оказалось немного. Кроме меня пошла его землячка Саша. Юра постоянно убегал вперед как ненормальный, терял нить разговора, возвращался и переспрашивал. Когда я его спросил, в чем дело, Юра объяснил, что привык быстро ходить по Москве. Спрашивается в задаче: если дурному, не скучно и самому, зачем было приглашать людей пойти с тобой? Еще одна замечательная черта, которая роднит нас с россиянами: чхать мы хотели на окружающих.
Идентичность: кем мы себя считаем
Герой С. Бодрова в фильме «Брат-2» искренне удивлялся, почему в Америке чернокожих нельзя называть неграми, его ведь так в школе учили: в Африке живут негры. Нас пичкают готовыми схемами, за пределы которых мозг выйти не в состоянии. В результате мы склонны навешивать ярлыки и судить других, особенно если это касается такой тонкой вещи как чужая идентичность.
Так, мой недалекий знакомый искренне удивлялся почему я и наш общий друг, имея окончание фамилий на –ов, считаем себя украинцами. У него есть определенная схема и если действительность ей не соответствует, тем хуже для действительности. А ведь он не один такой!
В нормальном мире, где людей не оценивают по шаблонам, тебе позволено выбирать, кем быть.
Австралиец Джордж с сербской фамилией Иванович приехал в Сербию посмотреть на родину отца и навестить родственников. Его папа женился на гречанке и поселился в Англии. Сам Джордж был женат на англичанке и переехал с ней жить в Австралию. Он – гражданин мира. Свои письма ко мне заканчивает фразой: «послано откуда-то с этой планеты». Удивительно открытый для своих 47 лет человек он быстро стал любимцем обитателей и сотрудников хостела. Вокруг него всегда собирается компания. Он постоянно чем-то занят: то готовит для кого-то обед, беседует с кем-то, забивает косяк с Душанами, идет с ними на пляж или какую-нибудь вечеринку. Периодически ездит к родственникам в город с непроизносимым для него названием Смедерево. Возвращения Джорджа ждут все, ему всегда рады. Знает он только английский и говорит с жутким австралийским акцентом, но умудряется находить общий язык со всеми: без проблем покупает продукты, сим-карту для телефона, автобусные билеты, умудряется поехать в Гучу и поселиться там в палаточном лагере и т.д. Создается впечатление, что за него говорит его обаяние и сербы, даже, не зная английского, понимают. Его соотечественница Бьянка знакомство с ним начинает словами: «Ты тот самый Джордж! Ты здесь знаменитость».
![]() | |
Герои моей истории Душан и Джордж | Foto Marta Maśluszczak |
У самой Бьянки родители из Пакистана и внешность типичной представительницы Индостана. При этом на вопросы о языке, исламе и исторической родине отвечает отрицательно. Она вполне светский человек и, в отличие от Джорджа, на землю предков ее не тянет. Бьянку возмущает, что ее бойфрендом считают парня из ее комнаты только потому, что у него тоже смуглая кожа. «Что за расизм?» – говорит она. Москвичка Саша на это резонно заметила: «Она еще расизма не видела. Пусть к нам приезжает».
Со мной в группе учится Эд, который всячески подчеркивает, что он из Уэльса. Его валлийский акцент и региональный патриотизм вызывает едкое замечание англичанки Кэти: «Ох уж эта особая валлийская гордость!». При этом у Эда канадское гражданство и живет он где-то в Эдмунтоне.
У киевлянина Сергея папа серб, а мама иранка. Причем внешность он, очевидно, унаследовал от мамы, т.к. его принимают то за перса, то за араба, говорит он с легким восточным акцентом. Сергей гордится тем, что православный и периодически называет себя то сербом, то русским. Считает, что славяне лучшие люди на земле. Всем, даже когда его не просят, рассказывает о жидо-масонском заговоре в Украине и что-то имеет против женщин, считая большинство из них «недостойными» его идеала, хотя и клянется, что как только встретит единственную, жениться не раздумывая. Сергей ошарашил своих иностранных одногруппниц, наорав на цыганского ребенка в кафе. Русского они, слава Богу, не знали, но по эмоциям поняли, что выражения были крепкие. Потом он искренне удивлялся, почему с ним никто не разговаривает. Я попытался объяснить, что в нормальном мире так вести себя не принято, на что Сергей сказал, что ему 36 лет и менять свои убеждения или стиль поведения не собирается. Вот такая загадочная «славянская» душа!
Сам я первые дни думал, что круто ходить в футболке с надписью «Дякую тобі, Боже, що я не москаль», должен же я чем-то от отличаться, если не языком. Но сербы, видя незнакомую надпись на кириллице, принимали меня за русского. А окончательно меня добила надпись на футболке: «Срећан сам за то что србин» (счастлив быть сербом). У него идентичность положительная, а у меня отрицательная. Его надпись и самоощущение лучше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий