Кавказ посещать категорически рекомендуется. Менее жарко, чем в Турции,
цены намного меньше, языкового барьера нет, а люди, в большинстве своем более
общительные и приветливые.
Из Стамбула прилетели в Тбилиси рано утром. Ожидая рассвета, поспали на
искусственной траве аэропорта. В Кутаиси та же история. Аэропорты небольшие и в
них больше месть «для поспать», чем посидеть. Этим и пользуются знающие
туристы.
![]() |
Лежбище туристов |
Такси и поезда
Единственное огорчение в Грузии и Армении – это таксисты. Хотя, наверное,
таксист – это диагноз во многих постсоветских странах. Так, при выходе их
аэропорта Тбилиси на нас буквально набросились таксисты с предложением
подвести. Они рассказали, что бензин дорогой, в Ереван поезда не ходят
(официальный сайт грузинской ж/д – не указ). Да и в Армении смотреть нечего –
одни камни, а все армяне – они хитрые. Поэтому, отвезти нас могли на маршрутке
в Ереван, а лучше – в Батуми.
Один дядька уговорил поехать с ним за 20 лар, т.к. ему «все равно по
пути». На вокзале рекомендовал обращаться только в 4 кассу – только там билеты
без проблем. Она же оказалась закрытой. Потом еще требовал 5 лар за то, что
заехал в платную зону. Хотя откуда он взял, что вход – платная зона? Впрочем,
дали 20 лар, как договаривались и спокойно ушли, сказав, мол, сам говорил 20 –
вот и получи.
В Армении – та же история. Если такси официальное – там нормальный
счетчик и тариф 100 драм за километр. Если частник – и повезет не так, даже со
счетчиком. Так, до музея геноцида в Ереване мы доехали на официальном такси за
одну цену под самую горку, а назад, сами спустились с горы, взяли частника и
заплатили на пару сотен дороже. В Севане таксист тоже несколько раз менял
мнение о цене, т.к. он нас ждал и завез дальше.
Поезда в Грузии и Армении лучше, чем у нас, хотя, наверное, везде лучше,
кроме стран третьего мира. А вот с сервисом – беда. Камера хранения в Тбилиси –
стремный вагончик, куда время от времени приходит мужик, а в Ереване ее вообще
нет.
Стоимость билетов зависит не только от типа вагона, но и от места. Нижние
места в плацкарте стоят дороже. Заказ онлайн предусмотрен, но не работает, а
покупка в кассе – отдельный процесс. Билеты большие. Каждый состоит из трех
частей. Получается свернутый втрое лист А4. Кассир долго объясняет, какая
надпись что означает.
В Ереване пришлось долго стоять в кассе. Спросил в сервисном центре,
можно ли у них взять с переплатой – вообще о таком сервисе не слышали. Чем они
занимаются непонятно. Компьютер у кассирши не выдает общей суммы, если
покупаешь больше одного билета. Она все дважды пересчитывает на калькуляторе!
Когда подошла моя очередь, я понял, почему так долго. Покупка билета – целый
ритуал. Нужно поговорить с кассиршей о жизни, своих планах, она поищет «лучшее
размещение», насколько это в плацкарте возможно и т.д.
В поездах у проводников нет даже чая. Об услугах вроде пива, воды, чипсов
– не слышали. Постель нужно брать самому. Разбудить ночью – тоже твоя проблема.
В общем, хотя наши поезда «самые поездатые», но сервис в них чуть
получше. Что удивительно!
Тбилиси
День в Тбилиси начался с горячего лобиани – лаваша с фасолью, который
приготовили прямо при нас.
Мини-пекарня в Тбилиси |
Лобиани в процессе |
Поскольку в городе несколько лет назад были, посетили только несколько
мест: серные бани, пантеон и старый город.
Виды Тбилиси |
Особенно порадовали серные бани. Не только потому, что удалось помыться
после двух ночных переездов, но и отношением. Баня старая, построенная в 50-х годах
прошлого века и с тех пор не ремонтировалась. Но старина сохранилась не только
внешняя. Там был настоящий банщик, один из тех, о которых я слышал только по
рассказам. Его удивил вопрос о времени – это тебе не привычная сауна – заплатил
и мойся, сколько хочешь, хоть целый день. Чаем, он угостит, за пивом, если
надо, сбегает. Заплатил 10 лар за массаж – размял суставы после долгих
переездов. С хамамом в Турции не сложилось, а в Грузии – расслабился.
Комментариев нет:
Отправить комментарий